Сайт учителя математики Савченко Виктории Игоревны
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Классный час

Тема классного часа:

«Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Цель: Формировать у учащихся представление о Холокосте

Задачи:

  • Образовательная – ознакомление учащихся (9 классов) с историческим фактом трагедии Холокоста;
  • Воспитательная – продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности;
  • Развивающая – продолжить развитие навыков монологической речи.

Методы: наглядные, словесные.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа

I учащийся.
Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей, - не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ножки ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, - дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней...
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимала детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой;
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой.
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, -
Слово "жить" до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы - локоны, косы, и пряди,
Что навалены мёртвой косматой горой,
Кто-нибудь расплетал, и взволнованно гладил,
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз...
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас.
Пролетая над проволокой колючей,
Птица мягко касается краем крыла
Дикой розы, на диво багровой и жгучей,
Что на этой кровавой земле расцвела.
Боль, которой ещё моё сердце не знало,
Превратилась в колючий солёный комок
И, как пуля, в гортани навеки застряла,
Чтоб дышать я не мог и забыть я не мог.
Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю
И от нёба его не могу отвести,
Всем своим существом к человеку взываю,
Человеческий пепел сжимая в горсти.

                           (Слайд№ 1) (Пепел.  Эдуардас Межелайтис)
 

Учитель: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось» (слайд №2). Сегодня на классном часе мы будем говорить о тех,  кто стал жертвами Холокоста и когда, а также о том, как сегодня чтят память погибших в те ужасные дни…

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

I I учащийся: Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Учитель: Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению более 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих душевно больных и не трудоспособных. (слайд №3)                         Вот что происходило во время Холокоста с теми кто жил в Германии, но позже во время Великой отечественной войны этот ужас распространиться практически везде.

Однако сегодня мы осветим одну его сторону – по  отношению к еврейским народам.

Скажите что вы о знаете о причинах Холокоста?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

I учащийся: Причины столь неимоверной жестокости фашистов и их единомышленников и соучастников из других стран Европы продолжают исследоваться историками. В их распоряжение поступают всё новые документы, они пытаются по новому оценить и старые, известные. Оказывается, что в преступлениях Холокоста замешано гораздо больше рядовых фашистов, чем об этом было известно раньше.

Некоторые представители реформистского течения в иудаизме видят искупление в жертве за грехи современной цивилизации: безработице, политике европейских государств, даже преступления времён феодализма. Мейнбаум (1965) писал: “Их смерть (евреев - И.К.) очистила цивилизацию Запада и последний вновь стал местом, где человек может жить по заветам справедливости и милосердия”.

Бывший раввин Р.-Л. Рубенстайн (1966, 1993 гг.) считает, что Холокост есть доказательство смерти Бога. Он утверждает, что в противном случае, поскольку Бог не остановил этот процесс убиения невинных, пришлось бы признать, что Гитлер был орудием Бога.

Другое близкое к этому объяснение принадлежит религиозному философу Э. Берковицу (1977, 1993 гг). Поскольку сущность Бога непостижима, во время Катастрофы произошло временное сокрытие от людей лика Божьего. Лишь после этого произошло спасительное возвращение Его. Сущность Божья и Его дела непостижимы для человека.

Бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин, наоборот, видел в явлении Холокоста доказательство бытия Божьего. Погибшие евреи были искупительной жертвой, ибо, в противном случае, учёные атомщики, многие из которых были евреями, помогли бы Гитлеру создать атомную бомбу. Это привело бы к уничтожению жизни на Земле. Комментировать это утверждение бессмысленно.

Удивляешься, как может прийти в голову такая кощунственная бессмыслица. К сожалению, автору доводилось слышать подобные суждения религиозных евреев.

II учащийся: До сих пор были приведены примеры объяснений Холокоста, высказываемые представителями евреев. Посмотрим, как его объясняют христиане. Г. Хайнзон собрал и их мнения.

Среди христианских фундаменталистов США распространена своя трактовка причин Холокоста. Гитлер, по их утверждению, был орудием в руках Господа, вынудившим евреев переселиться в Израиль. Это приближает второе пришествие Христа, ибо оно произойдёт, когда евреи возвратятся в Израиль. Г. Хайнзон ссылается при этом на Т.-П. Вебера 1987г. и К.-В. Строциера и Г. Лона 1990 г.

По своему воспринимает причины Холокоста теолог-феминистка К. Муллак (1983). В монотеизме она видит ущемление прав женщин. Евреи положили начало монотеизму, отвергнув женские божества, которые руками нацистов отомстили им за это.

Несмотря на то, что эти суждения более похожи на суждения некомпетентных людей, но они существуют и даже имеют распространение.

    Вы уже знаете, что антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистической партии Германии, принятой в 1920 г. И всесторонне обоснована в книге А. Гитлера «Майн кампф», написанной в 1925 – 1926 гг. После прихода фашистов к власти начала реализовываться политика государственного антисемитизма. Первой жертвой стала еврейская община Германии, которая насчитывала 500 тысяч человек.

   Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти(Слайд №5-6), предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась. По документам, найденным тогда можно сказать что нацисты планировали истребить еврейство США, Великобритании Палестины.

       Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти.

Проследим хронологию:

1933 год: 30 января — Гитлер приходит к власти в Германии ( слайд № 5)

                 Бойкот еврейских магазинов.

                  Евреи изгнаны с государственной службы.

                   Публичное сожжение книг еврейских авторов и авторов,    

                  выступающих против нацизма.

                  Евреям присваивается статус «неарийца».

                  22 марта — Создание лагеря Дахау (15 км севернее Мюнхена). В      

                                    этот день в лагерь доставлены первые 5 тысяч .                  .                                   заключённых.

Нацисты стремились выдавить евреев из страны.

                   1 апреля — Бойкот еврейских предприятий по всей Германии.                  .                  фактически легализовал антиеврейскую деятельность в стране.           .                  Это и положило начало борьбы с еврейским народом

Перед вами плакат «Евреи — наше несчастье». Германия, 1935 год..

Как вы думаете чего хотели добиться нацисты демонстрацией этого  плаката

1938 год:

15 июня — Аресты евреев (2200 человек) и отправка их в лагеря (Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен) за нарушения законодательства: неправильную парковку, просроченные платежи и т. д.

5 октября — Введение особых отметок в паспорта евреев

Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

9 ноября — Хрустальная ночь, был убит 91 еврей.(слайд № 6,7)

I учащийся:

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

 

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

 

Где жестокость без границы,

Паранойи бред, смутьян!

Цель, направленность убийцы -

Государство-judenrein*!

 

Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

 

Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,)

(Замарал в чужой крови!)

 

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

 

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!

                                (Хрустальный звон. Валерий Агаронов)

Учитель: - Как вы считаете была ли «Хрустальная ночь» спонтанной акцией, реакцией на террористический акт, совершенный в Париже или этот погром был хорошо спланированной  акцией, и нацисты искали только повод для развязывания государственного террора против евреев?

1939 год: (слайды № 8,9)

24 января — Геринг создаёт Центральный офис по эмиграции евреев

1 сентября — начало Второй мировой войны — нападение на Польшу

8 октября — Создание первого еврейского гетто (часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам.) в гетто было заключено 18 тысяч человек — треть всего населения города

1940 год:

30 апреля — Запрет евреям выходить из гетто Лодзи. Здесь в нечеловеческих условиях содержалось 164 тысячи человек

1941 год: (слайды № 10 - 13)

9 апреля — Запрет евреям выходить из гетто Люблина

23 июня — массовые убийства на территории СССР

30 июня — Захват Львова; до 3 июля здесь убивают 4000 местных евреев

20 июня — Создание гетто в Минске

24 июля — Создание гетто в Кишинёве; 10 тысяч евреев убиты

1942 год:

22 июля — Начало депортация евреев из Варшавского гетто в лагеря смерти; депортация сопровождалась убийствами, в которых активное участие принимали украинские и литовские вспомогательные подразделения. ( слайд № 14)

Скажите, какой можно сделать вывод, пользуясь этой хронологией?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

Учитель: Как изменяется положение евреев с началом войны?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

 Учитель: на каких территориях это происходит? (слайды № 16 – 18)

- В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.  Это одна из причин, по которой в России продолжается рост экстремистских настроений. 

- Как же выглядит современный фашизм, «Фашизм ХХI века»? (слайд № 19)

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

 Учитель:- Возможен ли геноцид в современном мире?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

Учитель:- Как Вы считаете надо ли говорить о ксенофобии и неофашизме в XXI в.?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

Учитель: Чудовищные последствия второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных Наций. Важнейшей частью мандата Организации, закрепленного в ее Уставе, является защита прав всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии. Выступая на церемонии открытия Музея истории Холокоста в Яд Вашеме (Израиль) в марте 2005 года. Генеральный секретарь Кофи Аннан напомнил, что «всеобщее отвращение к геноциду — систематическому уничтожению шести миллионов евреев и миллионов людей других национальностей — также было одной из движущих сил принятия Всеобщей декларации прав человека». Генеральный секретарь добавил, что священный долг «Организации Объединенных Наций — искоренять ненависть и нетерпимость. ( слайд № 20) Если Организация Объединенных Наций не будет вести непримиримую борьбу против антисемитизма и других форм расизма, она будет недостойна своей истории и поставит под угрозу свое будущее».

"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".  И. Бауэра

Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся: (Обсуждение вопроса.)

Учитель: Верно одно из названных вами предметов Памятник. Памятники жертвам Холокоста и Геноцида установлены во многих странах мира.(слайды № 21,22)

Учитель: - «Никогда больше» - 1-й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. (слайд № 23)

Вам жить, строить мир в XXI в. Мы должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом.

Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.

Учитель:  - Спасибо, дорогие друзья. Как всегда вы хорошо работали, и каждый из нас внес свою лепту в сегодняшний труд.

Список рекомендованной литературы

 

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Вик М. Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея. – СПб.–Потсдам:  Гиперион, Немецкий форум восточноевропейской культуры, 2004.
  3.  Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.
  4.  Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
  5. Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. Т. 1-4.- Тель-Авив:  Открытый ун-т Израиля, 1995.
  6. Селигман М., Дэвисон Д., Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. –М.: Центрполиграф, М., 2008.
  7. Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Настя (15.01.2015)
Просмотров: 873 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 16.11.2018, 23:27
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Наш опрос
Какой предмет Вам больше всего нравится?
Всего ответов: 262
Статистика
счетчик посещений
Форма входа
Архив записей
Информер праздники сегодня
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz